Мокриева Евгения Александровна

Методическая разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности с участием родителей воспитанников по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Тема «Осенний листопад» (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспекта

непосредственной образовательной деятельности

 с участием родителей воспитанников

по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Тема «Осенний листопад»

(старший дошкольный возраст)

 

Программное содержание:

ОО «Познавательное развитие»

- Формировать умение принимать общую цель, сотрудничество.

- Развивать личностные качества ребенка: любознательность, самостоятельность, активность, внимание, память.

ОО «Речевое развитие»

- Развивать умение ясно и четко излагать свои мысли.

ОО «Социально - коммуникативное развитие»

-  Обогащать способы сотрудничества со сверстниками.

- Побуждать включаться в совместную со взрослым и сверстниками деятельность.

ОО «Художественно - эстетическое развитие»

-Учить замечать красоту осенней природы в картинах русских художниках, красоту поэтического слова.

- Развивать художественный эстетический вкус.

- Развивать творческие способности детей.

ОО «Физическое развитие»

- Способствовать развитию мелкой моторики рук.

- Следить за осанкой во время занятия.

- Развивать координацию движений.

- Прививать интерес к подвижным играм.

 

Методы и приемы:

- Практические: изготовление коллективной работы «Осенний листопад».

- Наглядные: восприятие осенних пейзажей в картинах русских художников: И. Репина, И. Левитана, В. Поленова, И. Грабаря.

- Словесные: чтение стихотворений А. Плещеева, А.С. Пушкина, И. Бунина.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, осенние листья, ватман, кисточки, баночки для воды, гуашь.

Предварительная работа:

Наблюдение за погодой осенью, за изменениями в природе. Обсуждение с детьми, какие приметы осени они знают. Лепка и роспись кленовых листочков. Рассматривание осенних пейзажей русских художников: И. Репина, И. Грабаря, В. Поленова, И. Левитана. Чтение стихотворений об осени русских поэтов: А. Плещеева, А. Пушкина, И Бунина. 

Используемые технологии: «Большой круг», «Цепочка», «Аквариум».

 

 

Содержание занятия:

В: Дорогие ребята и уважаемые наши родители. Сегодня, у нас с вами праздник «День открытых дверей»! А еще праздник «Осенний листопад»! И  я попрошу  наших воспитанников, и их родителей активно принимать участие в нашем празднике. Мои дорогие друзья, давайте с вами поиграем в игру «Приметы осени», мы будем с вами использовать технологию «Большой круг». Но для начала, я вам объясню правила игры.  Родители и дети встаньте  пожалуйста в круг. Я возьму осенний листочек, задам вопрос, и  буду по очереди отдавать одному из вас. Первый вопрос: Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

В: Второй вопрос: Какой первый осенний месяц?

Родители: Сентябрь.

В: А теперь по очереди называем приметы сентября.

Родители: 1 сентября дети идут в школу.

Дети: На улице еще тепло, есть зеленая травка, зеленые листья на деревьях.

Дети: Начинает холодать, начинают идти дожди.

В: А какая погода в сентябре?

Дети: теплая.

Родители: в сентябре бабье лето.

В: Как называется второй осенний месяц?

Дети: Октябрь.

В: Какие вы знаете приметы октября?

Родители: На деревьях желтеют листья, к середине октября они становятся оранжевыми, красными, коричневыми, бордовыми.

Дети: Погода в октябре холодная, нужно тепло одеваться.

Родители: первые заморозки, первый снег.

В: Назовите  мне, пожалуйста, третий осенний месяц?

Дети: Ноябрь.

В: А какие приметы ноября вы знаете?

Родители: Ноябрьские праздники. Снегопад.

Дети: На деревьях совсем не остается листьев, птицы улетают в теплые края.

В: Скажите мне пожалуйста, какая погода в ноябре?

Дети: Погода в ноябре холодная, почти как зимой. Нужно одевать зимние вещи!

В: Молодцы и ребята и родители! А теперь я хочу у вас узнать, что вам понравилось в этом задании, что было самым сложным?  На какие вопросы у вас возникли затруднения? И для этого, я предлагаю вам поиграть в игру «Интервью».Вам нужно будет выбрать, кто из вас будет журналистом и задавать вопросы. Договоритесь между собой.

 Дети выбирают журналиста, он будет задавать вопросы, а остальные участники игры  отвечают на них. Используется технология «Интервью».

А теперь, я вам раздаю осенние листочки и приглашаю на «Вальс осенних листьев». Все вместе встаем в круг и повторяем за мной движения. (Под музыку «Вальс осенних листьев»)

В: Молодцы! Вы все очень красиво танцевали. Ребята, вы знаете, что время года Осень очень любили изображать на своих картинах русские художники, такие, как И. Репин, И. Левитан, В. Поленов, И. Грабарь. А так же русские поэты А. Плещеев, А. Пушкин, И Бунин воспевали красоту Осени в своих стихотворениях. Я предлагаю вам посмотреть эти знаменитые картины, и подумать, какое состояние осени на них изобразили художники, какую погоду.

В: Я предлагаю детям, и взрослым присесть на стульчики, и мысленно отправиться в путешествие в мир осенних красок Осени!

Воспитатель включает ноутбук.  Под фонограмму «Осенний дождь», «Музыка Осени», включает слайд шоу «Осенние пейзажи русских художников». Воспитатель зачитывает стихотворения русских поэтов:

- Алексей Плещеев «Скучная картина! Тучи без конца…»

- А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье», «Уж небо осенью дышало…»
- Алексей Плещеев «Осенняя песенка»

- Иван Бунин «Листопад»

В: Дорогие ребята и взрослые, посмотрите, как по-разному художники изображали Осень.  Я попрошу вас встать в круг и по очереди отвечать на мои вопросы. Мы с вами будем использовать технологию «Большой круг». Посмотрите на эту картину художника И. Грабаря. Как вы думаете, какую погоду художник изобразил?

Родители: Художник изобразил пасмурную, дождливую, ненастную, хмурую погоду.

В: Скажите, пожалуйста, какое настроение навевает вам эта картина?

Дети: Грустное, тоскливое.

В: А вот посмотрите еще один осенний пейзаж художника И. Левитана. Какая погода изображена на этой картине?

Дети: Ясная, солнечная, веселая, теплая.

В: Молодцы! Скажите, пожалуйста, какой осенний месяц изобразил художник?

Родители: художник изобразил Октябрь, Золотую Осень.

В: Посмотрите, пожалуйста, на осенний пейзаж художника И. Репина. Какая погода изображена на картине?

Родители: Художник на картине изобразил туманную, дождливую, хмурую погоду.

В: А какое настроение вам навевает эта картина?

Дети: Грустное, скучное.

В: А вот еще одна из известных картина художника В. Поленова. Что на ней изобразил художник?

Родители: Художник изобразил русские просторы.

В: Какая погода на этой картине, и время суток?

Дети: На этой картине ясный солнечный день!

В: А как вы думаете, какой осенний месяц изобразил художник? И по каким приметам вы это определили?

Дети: Художник изобразил Октябрь, потому что много желтых листьев.

В: А какое настроение создает вам эта картина?

Родители: Радостное, веселое, солнечное.

В: Молодцы! Вам понравились картины русских художников? Какая картина больше всего понравилась и почему? Сложно или легко вы описывали, что изображено на картине? Что больше всего вызвало затруднения?

В: А теперь, я предлагаю ребятам по играть в игру «Назови цвета Осени». Мы будем использовать технологию «Цепочка». Ребята, встаньте друг за другом и называйте цвета Осени. Договоритесь, кто за кем будет стоять.

В: Ребята, вы хорошо знаете цвета Осени, молодцы! Скажите мне пожалуйста, возникли ли у вас трудности с этим заданием? Все вы с легкостью называли цвета Осени, или вам требовалось время, чтобы их назвать?

Дети: Отвечают на вопросы воспитателя.

В: А теперь я хочу вам предложить поиграть в еще одну интересную игру «Лото. Приметы Осени». В этой игре мы будем использовать технологию «Аквариум».

Договоритесь, кто из вас будет выполнять задание, а кто наблюдать. Наблюдатели не могут подсказывать, а только наблюдать, когда задание выполнено, проверить, правильно ли оно выполнено. Если не правильно, то можно подсказать ребятам. Потом вы поменяетесь ролями.

В: Молодцы ребята,  с этим заданием вы успешно справились. Вы отлично подбирали картинки по приметам Осени. Скажите пожалуйста, что было самым трудным в этом задании и что больше вам всего понравилось? Трудно ли вам было соблюдать правила игры?

Дети: отвечают на вопросы воспитателя.

В: Дорогие ребята и родители.  И в завершении нашего осеннего праздника, я предлагаю вам все вместе выполнить большую коллективную работу под названием «Осенний листопад»! Я предлагаю вам познакомиться с нетрадиционной техникой: «Отпечатки осенними листьями». И эти красивыми отпечатками осенних листьев украсить нашу работу.

Воспитатель демонстрирует взрослым и детям приемы работы с нетрадиционной техникой:

1. Сначала берет осенний листочек и на его обратной стороне наносит гуашь разными цветами. Напоминает, что цвета нужно брать, как у настоящих осенних листьев.

2. Затем воспитатель переворачивает осенний лист и делает отпечаток на бумаге. Напоминает, что нужно аккуратно прижать листочек и отпечатать.

Воспитатель предлагает детям и родителям выбрать себе для работы осенний листочек.

Дети и родители по очереди подходят к листу ватмана и делают отпечатки осенних листьев.

В: Молодцы! У нас с вами получилась очень яркая, красивая работа «Осенний листопад»! Наш праздник завершен.

Технология  «Большой круг».

Цель:

- Развивать личностные качества ребенка: любознательность, самостоятельность, активность, внимание, память.

- Развивать умение ясно и четко излагать свои мысли.

- Обогащать способы сотрудничества со сверстниками.

- Побуждать включаться в совместную со взрослым и сверстниками деятельность

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

 

 

I. Мотивационный

Воспитатель предлагает родителям и детям поиграть в игру «Назови приметы осени».

Дети и родители принимают правила игры.

II. Организационный

Воспитательпредлагает родителям и детям встать большой круг. Уточняетправила и нормы сотрудничества (взаимодействия)

 

Детии родители  встают друг за другом в большой круг. Осознаютнормы и правила сотрудничества (взаимодействия)

 

III.  Деятельностный

 Воспитательактивизируетнеобходимые знания детей. Побуждает к взаимодействию родителей и детей. Воспитатель активно участвует в обсуждении, подсказывает родителям и детям при затруднении.

 

Детии родители активно отвечают на вопросы воспитателя.  Вырабатывают новые знания и умения. Развивают умение ясно и четко излагать свои мысли. Развивают способы взаимодействия со сверстниками и со взрослыми. Развивают любознательность, активность, внимание, память.

 

IV.Заключительный

 Воспитательорганизует рефлексию, дает общую оценку деятельности детей. Технология «Интервью».

Примеры вопросов:

Что больше всего понравилось? Что было самым сложным и трудным для вас? На какие вопросы вы ответили легко?

 Воспитатель обеспечивает

возможность использованияполученных знаний в повседневной жизни для детей и родителей.

 

Технология «Интервью».Дети выбирают одного ребенка, который будет журналистом и задавать вопросы. Дети и родители отвечают на вопросы. Придерживаются правила игры: отвечать по очереди и не перебивать друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология «Цепочка».

Цель:

- Формировать умение принимать общую цель, сотрудничество.

- Развивать личностные качества ребенка: любознательность, самостоятельность, активность, внимание, память.

- Развивать умение ясно и четко излагать свои мысли.

- Обогащать способы сотрудничества со сверстниками

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

 

 

I. Мотивационный

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Назови цвета Осени».

 Детиосознаютпоставленную цель и принимают правила игры.

 

II. Организационный

 Воспитательпомогаетдетям распределиться  в цепочку. Напоминает правила игры и уточняет способы взаимодействия друг с другом.

 

Дети принимаюти правила  игры взаимодействия друг с другом. Договариваются между собой, кто за кем будет стоять в цепочке.

 

III.  Деятельностный

 Воспитательактивизируетнеобходимые знания детей.

Косвенно управляетпроцессом достижения цели (поддерживает мотивацию, вносит корректировки)

 

 Дети активизируют необходимые знания.

Выполняют задание.

Вырабатывают новые знания и умения.

 

IV.Заключительный

 Воспитатель организует рефлексию, дает общую оценку деятельности детей.

Примеры вопросов:

Что вам больше всего понравилось? Что было самым сложным и легким для вас? Что вызвало затруднения? Нужна ли была помощь воспитателя?

 Воспитатель обеспечивает

возможность использования полученных знаний в повседневной жизни.

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя. Развивают умение ясно и четко излагать свои мысли. Развивают мышление. Присваивают новые знания и умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология «Аквариум».

Цель:

- Формировать умение принимать общую цель, сотрудничество.

- Формировать умение выполнять правила игры.

- Развивать личностные качества ребенка: любознательность, самостоятельность, активность, внимание, память.

- Развивать умение ясно и четко излагать свои мысли.

- Обогащать способы сотрудничества со сверстниками.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

 

 

I. Мотивационный

Воспитатель предлагает детям поиграть в Д/и игру «Лото. Приметы Осени»

 Дети осознают поставленную цель и принимают правила игры.

 

II. Организационный

Воспитатель предлагает детям договориться, кто будет первыми выполнять задание, а кто будет наблюдателями. Напоминает наблюдателям, что они только наблюдают и не подсказывают. Только по окончании задания наблюдатели могут оценить результат и подсказать, если оно выполнено не верно.

Дети договариваются между собой, кто будет выполнять задание, а кто будет наблюдателями.

 Дети осознают нормы и правила взаимодействия друг с другом, а так же правила игры.

 

III.  Деятельностный

Воспитатель косвенно управляетпроцессом игры (поддерживает мотивацию, вносит корректировки).

 

 Детиактивизируютнеобходимые знания.

Выполняют задание.

Вырабатывают новые знания и умения.

Развивают умения выполнять правила игры, взаимодействовать друг с другом. 

 

IV.Заключительный

Воспитатель организует рефлексию, дает общую оценку деятельности детей.

Примерные вопросы:

Что было самым сложным и простым для вас? Что вызвало затруднения?

Трудно ли было соблюдать правила игры?

 Воспитатель обеспечивает

возможность использования полученных знаний в повседневной жизни.

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя.  Развивают умение ясно и четко излагать свои мысли, развивают мышление. Присваивают новые знания и умения.

 

aa975ce69e6ff275537c2ff037ccb352.jpg033ab4c45b0ea5c466cb6e4dc6099fff.jpg8f58360a1b73d8b4bdc26633a962256a.jpgfbed50c3cf3bb8a9c45a768c92fc8484.jpg271302a557f46b3a6f91649f454e40c7.jpga2af5d1e46f5cd1012a2663ff9a8b303.jpg25d389a639a15f0aa0a1985fabe4deb2.jpg
26 февраля 2016 в 20:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.