Мокриева Евгения Александровна

Консультация для педагогов.

 Консультация для педагогов.

«Роль интегрированных занятий в решении задачи реализации

творческой самостоятельной изобразительной деятельности детей».

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены, и это сказывается и на образовании. Изменяется содержание, усложняются функции современного ДОУ и условия воспитания. И появляется потребность в поиске новых современных подходов и форм организации работы по художественно – творческому развитию в изобразительной деятельности.

Для формирования творчества в рисовании большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому воспитатель создает у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе. 

Например, прежде чем расписать тарелочку по мотивам городецкой росписи воспитатель знакомить детей с городом Городец, где зародился этот промысел, изделиями городецких мастеров. Так же воспитатель знакомит детей с русскими народными частушками, потешками, песнями и танцами.

Такие занятия называются интегрированными.

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции, однако обозначилось как педагогическое явление сравнительно недавно, в 90-х гг. XX века. Интеграция - процесс координирования и объединения несоизмеримых частей в целое. Интегрировать -  это значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части.

В российской педагогике проблемам интегрированных занятий уделяли внимание КомароваТ.С. и Доронова Т.Н.

Т.С. Комарова рассматривает интеграцию, как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности . Т.С. Комарова подчеркивает, что «...в интеграции один вид искусства выступает стержневым,  другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами». Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности малышей, включает знакомство со всеми видами искусства. При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания их определенные содержательные аспекты всегда выступают в роли стержневых, основополагающих. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного в качестве таких базовых составляющих чаще всего выступают произведения искусства, в том числе народного и декоративно - прикладного, детская художественная литература, устное народное творчество. Феномен интегрированного развития и проявления художественно-творческих способностей объясняется также возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах искусства, с использованием специфичных средств изображения и выражения.

Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников художественно-творческой активности. Способствует развитию не только творческих способностей личности, но и таких черт, как креативное мышление, управляемое воображение, самостоятельность, дает технологию работы, позволяющую существенно повысить вероятность решения творческих задач, благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приемов. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно- музыкальных композиций.

В детском саду большое место отводится художественно- эстетическому развитию ребёнка, поэтому интегрированные занятия очень актуальны, так как:

1. Интегрированные занятия развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.

2. Взаимодействуют на психологические процессы, которые являются основой формирования художественно- творческих особенностей ребёнка.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в рисовании.

Основными задачами при проведении интегрированных занятий по изобразительной деятельности являются:

1.Формирование эстетического восприятия окружающего мира.

2. Приобщение к миру искусства.

3. Воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства.

4. Развивать способность к освоению и преобразованию окружающего пространства.

5. Развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.

При планировании занятий по рисованию необходимо учитывать всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, чтению художественной литературы, а также музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности, дают возможность освободить место для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье. Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок и т.д.) Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно к ним подойти, рассмотреть.

Цель интеграции: научить ребёнка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Наиболее часто интегрированные занятия рассматриваются в содержательном плане, когда под руководством педагога на уровне ассоциаций ребёнок переносит знания, сведения, представления из одной предметной области в другую.

Поэтому важным условием организации интегрированных занятий является отбор содержания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, что соответствует дидактическим принципам доступности, систематичности и последовательности.

Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.

Таким образом, интеграция - это сложный структурный процесс, формирования у детей умения рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования способности самостоятельно проводить творческие исследования, развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.


22 ноября 2017 в 15:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.