Мокриева Евгения Александровна

Мой проект «Тольятти – наш город родной».

 «Воспитание патриотических качеств у детей дошкольного возраста».

«Детство - каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский

В современном мире проблема патриотического воспитания актуальна и сложна. За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни происходит резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте воспитывать у детей патриотические качества. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

 В рамках развития патриотических качеств у детей дошкольного возраста нами был разработан проект: «Тольятти наш город родной».

Цель: Ориентация родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье. Формирование у дошкольников патриотических чувств.

  Основание для разработки.

Проект обеспечивает достижение результатов в короткий срок.

Реализация проекта обеспечивает активное участие дошкольников, роди-

телей и педагогов в воспитательно - образовательном процессе.

Проект может быть реализован в рамках непосредственно образовательной

и совместной деятельности.

Проблема.

Современное общество делает ставку на патриотическое воспитание в Рос-

сии. Но в данное время у педагогов недостаточно методических разработок на эту тему.

 Актуальность.

 Актуальность данного проекта состоит в том, что в настоящее время боль-

шое значение уделяется воспитанию нравственно патриотических чувств у дошкольников, а также развитию творческих способностей и познавательных интересов. Проект позволяет дошкольникам изучить историю родного края.

Задачи:

1. Расширять знания детей об особенностях края, его истории, достопримечательностях, богатствах города, знаменитых людях города.

2. Развивать чувство гордости за достижения страны; желание сохранять богатства города, страны.

3. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; формировать бережное отношение к природе и ко всему живому.

4. Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к местам, где они родились и живут: к родному дому, семье, улице, городу, стране.

5. Воспитывать уважение к труду тольяттинцев, создающих красивый город.

6. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о городе Тольятти, стране России в детских видах деятельности.

2. Сплочение детей и родителей, воспитание ответственных будущих граждан своего города, страны.

 3. Развитие у детей потребностей к общественной деятельности (добрые дела, поступки).

Результативность проекта.

Данный проект разработан и реализован в детском саду № 176 АНО ДО

«Планета детства «Лада» г.о. Тольятти с целью формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к родному городу, краю, стране в которой они живут.

Механизм отслеживания результатов:

1. Анализ детской деятельности (рассказы о городе, стране; рисунки, аппликация, сюжетно-ролевые игры на общественную тематику, дидактические игры).

2. Наблюдения за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; доброжелательные отношения со взрослыми, сверстниками; бережное отношение к объектам природы).

На подготовительном этапе было важно заинтересовать родителей проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников, заинтересовать идеей самих ребят. Для этого использовались беседы индивидуального и подгруппового характера. В процессе совместного обсуждения с детьми и родителями был осуществлен выбор темы изучения города (страны) в соответствии с интересами и возможностями; совместно составлен план маршрута экскурсий; подобраны необходимые наглядные материалы: фотографии, иллюстрации, художественная литература, пословицы, поговорки о родном крае (стране).

Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная деятельность, которые проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников. Совместная деятельность проводилась с опорой на партнерскую позицию педагога при партнерской форме организации, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности. Необходимая дисциплина в ходе образовательной деятельности достигалась через создание системы интересов детей, в том числе и через выбор интересной и значимой для них тематики образовательного процесса.

Для ознакомления детей с родным городом были проведены разнообразные мероприятия, способствующие воспитанию гордости за свою малую родину. Это беседы: «История нашего города», « Природа родного края», «Волжская земля – Родина моя», «Достопримечательности нашего города», «Знаменитые люди г. Тольятти», «Транспорт нашего города», «Как я провожу выходные дни?», «Моя родная улица», «Мой любимый детский сад». А так же изготовление сувениров и поделок.

Запланированы совместные экскурсии и целевые прогулки в микрорайоне детского сада, в магазины и аптеку, в школу №66, в парк Победы; семейные экскурсии в кукольный театр, в музеи города. Большой интерес у детей вызвала экскурсия в Технический музей Ваза -  это самый большой музей под открытым воздухом, где собрана разнообразная техника и даже подводная лодка. Так же дошкольники вместе с родителями приняли участие в семейном проекте: «Мой любимый город Тольятти», где дети вместе с родителями делали свою книгу о любимом городе.

Чтение художественной литературы: «Тольятти – Ставрополь – на Волге», «Великая Россия» под. Ред. В.П.Бутромеева, В.В. Бутромеева, «Защитники земли русской»: исторические рассказы. Н.Г. Петрова. Рассматривание фотографий: «Тольятти под крылом», фотограф В. Четвергов, «Живые Жигули», фотограф Шохин А.П. и т.д.

Акция: «Покормим птиц». Родители вместе с детьми изготавливали кормушки для птиц. Это оказало большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому. Тем самым способствовало сплочению детского коллектива, а так же укреплению отношений с родителями.

Были использованы разнообразные дидактические игры: «Моя семья», «Мой город», «Профессии моих родителей», «Кто больше загадок отгадает»,

« Кто больше назовет достопримечательностей города», «Узнай по картинке место родного края» и т.д.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Торговый центр», «Почта», «Поликлиника», «Прогулка в парке» и т.д.

Участие в проекте способствовало расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях города, людях-тружениках. Полученные знания о городе Тольятти, стране России дети отражали в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности. Сама деятельность и ее результаты носили эмоционально-положительную окраску. Чувство гордости за достижения страны и желание сохранять богатства города, страны проявлялось в добрых дела и поступках. Дети научились бережно относиться к природе и ко всему живому, к труду взрослых. С большим желанием принимали участие в озеленении территории детского сада, кормлении птиц зимой.

Совместное участие детей и родителей способствовало их сплочению, а так же формированию доброжелательных отношений со сверстниками.

Мы надеемся, что патриотические качества, такие как: любовь к Родине, родному краю, городу, родной природе, к людям будут сопровождать наших воспитанников на протяжении всей жизни!

Литература.

1. Зеленова Н.Г, Л.Е. Осипова. «Мы живем в России». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

2. Князева О.А., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.:  Акцидент, 1977.

3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / под ред. Т.И. Оверчук.-М.:» Мозаика-синтез», 2005.

4.  Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. М., 2011.

5. Кудрина Г.Я., Примакова Р.В., Водова В.Д. Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры. Иркутск, 2005.

24 ноября 2015 в 18:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.