Мокриева Евгения Александровна

Использование арт-терапии в инклюзивном образовании в ДОУ.

 Использование арт-терапии в инклюзивном образовании в ДОУ.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач нашей страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность, и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам дошкольных учреждений участвовать в жизни детского сада. Оно

направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения, обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Одним из эффективных способов развития детей с ограниченными возможностями является арт – терапия.

Арт-терапия (от английского “art-therapy”) – буквально означает «лечение искусством». Это популярный комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества.

В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

Задачи арт-терапии:

· диагностика психологических проблем;

· наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств;

· адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека;

· увеличение эффективности психотерапевтического лечения (арт-терапия как вспомогательный метод);

· обучение концентрации на ощущениях и чувствах;

· облегчение установления социальных контактов;

· развитие творческих способностей;

· развитие самоконтроля;

· повышение самооценки.

Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.), цветотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, библиотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т.д.), данс -терапия, драматерапия и многие другие. Каждый из видов арт-терапии имеет свои, узкие, методики, которыми владеют специалисты. В целом же можно сказать, что методы всех видов арт-терапии базируются на «переключении» активности полушарий головного мозга. Левое полушарие – это своеобразный цензор, разум, сознание, которое подчас не пропускает наружу искренние чувства, подавляя их. Правое же полушарие, которое активизируется во время творческой деятельности, запускает бессознательные процессы, открывающие путь к выражению подлинных переживаний. В результате арттерапевтических занятий полушария начинают «дружно» работать вместе, и работа эта направлена на осознание и исправление внутренних, бессознательных проблем: страхов, комплексов, «зажимов» и т.д.

В нашем детском саду мы изучили разные методики Арт-терапии, предлагаемые к использованию в инклюзивном образовании. Наиболее эффективными по нашему мнению для психокоррекции являются: песочная арт-терапия, каракули, монотипия, тестопластика.

Песочная арт-терапия - пожалуй, самое распространенное и любимое дошкольниками методика. В нашей группе есть центр экспериментирования, в котором есть ящик с песком, наборы для песочных игр, фигурки. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развитие творческих склонностей в ребенке. А так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией – это прекрасный посредник для установления контактов с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

Песочная терапия развивает мелкую моторику рук (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.  Необыкновенно приятный на ощупь песок, даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят негативные эмоции.

Каракули -  это самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер).  Наши дети свободно, не задумываясь о результате, рисуют на листе бумаги клубок линий, затем пробуют разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д. Каракули вызывают у детей интерес и стремление их повторить. Так же можно рисовать каракули с открытыми и закрытыми глазами. В каракулях нужно узнать образ знакомого предмета или животного и прорисовать. Похоже на знакомую всем игру «На что это похоже?». Чаще всего в этом упражнении требуется помощь взрослого или другого ребенка. В дальнейшем можно устроить соревнование – кто больше увидит предметов. Очень интересно будет, если найденный в карандаше образ обвести простым карандашом, вырезать и дорисовать цветными карандашами детали, а потом наклеить на подготовленный фон, или, накопив несколько фигур сделать коллаж. Это уже будет творческое экспериментирование.

Монотипия (дословно «один отпечаток») - еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску, поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т.д.) делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его. Это увлекательное и интересное занятие. Сегодня монотипия является не только инструментом творчества, то так же педагогики и психологии, поскольку занятие подобным творчеством развивает детскую фантазию, пространственное мышление. Детям очень нравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось.

Тестопластика - это искусство создания объемных и рельефных изделий из  соленого теста. Соленое тесто стало  в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны. Работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость всем детям.

Именно этому виду изобразительной деятельности хочется уделить особое внимание.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом - это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают центры, отвечающие за результаты работы наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, с их помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка любого ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми. 
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в  дальнейшем: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

Тестопластика выполняет следующие функции:
Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Таким образом, в настоящее время арт-терапия не только не утратила своей актуальности, но, напротив, получила развитие и повсеместное распространение, благодаря доказанному опытом поколений корректирующему и лечебному эффекту. Ее с успехом применяют у взрослых и детей, в методические программы детских садов включены занятия арт-терапией. Особенно яркие результаты дает арт-терапия для дошкольников и детей-инвалидов. Доступность методов и отсутствие противопоказаний позволяют заниматься арт-терапией людям всех возрастных категорий и при любом состоянии здоровья.




25 ноября 2015 в 15:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.